Педагогическая культура родителей

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ

 

К социальному педагогу за консультацией обратилась бабушка 13-летней девочки.

 6 класса ее внучка училась только на «хорошо» и «отлично». Примерно вела себя в школе, была послушной дома. В 6 классе девочку будто подменили: вместо подготовки уроков дома постоянные телефонные разговоры, гипертрофированное внимание к своей внешности – красит губы, ногти, ресницы, волосы. Бабушка жалуется, что «использовала все возможные способы воздействия»: угрозы, запреты, наказания. Внучка же на все отвечает грубостью и полным неповиновением, а недавно и вовсе убежала из дому.

«Выразительный пример неправильного выбора типа семейного воспитания: диктат вместо сотрудничества»- прокомментировала ситуацию специалист.

 

Типы семейного воспитания.

 

Специалисты утверждают, что многих педагогических проблем в отношениях между детьми и взрослыми, родителями и детьми, можно было бы избежать, если бы родители и просто взрослые обладали минимальными  педагогическими знаниями. К сожалению, приходится признать, что педагогическая культура современных родителей недостаточно высока.

Педагогическая культура родителей – важный компонент их общей культуры, в котором отражается накопленный поколениями, непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье. Она благотворно влияет на весь уклад семейной жизни, помогает избежать ошибок в воспитании детей, находить верные решения в нестандартных ситуациях. Недостаточные знания – это неумение и нежелание учитывать индивидуально- личностные особенности ребенка на разных этапах развития, особенно в подростковом возрасте. Не случайно психологи называют его «кризисным, трудным, переходным».

В это время у человека перестраивается гормональная система, происходит половое созревание. Порой родители оказываются растерянными и беспомощными перед неожиданной и резкой сменой настроения, поведения, нравственной позиции дочери или сына – подростка: от чрезмерной активности до полного изнеможения, от безумной веселости до глубокого уныния, от страсти общения до полного ухода в себя, от эгоизма – к альтруизму, от любознательности  - к безразличию, от чувствительности – к равнодушию.

В этот период первостепенное значение для подростка приобретает общение со сверстниками. Ребенок испытывает необходимость быть включенным в какую – либо группу. Принадлежность к компании свертсников повышает егоуверенность в себе, дает возможность для самоутверждения. Принадлежность к группе определяет вкусы, стиль  и форму одежды, внешний вид, манеры поведения, особенности общения подростков.

В этот под влияние семьи на растущего человека ослабевает, но она по – прежнему остается значимой для него. Вместе с тем, как показывает практика,  современным родителям  остро не хватает знаний о типах семейного воспитания.

 

ПРОБЛЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ – ПРОБЛЕМНЫЕ ДЕТИ.

Можно выделить 4 основные типы воспитания, характерные для семьи: диктат, опека, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество.  

Диктат как тип семейного воспитания характеризуется тем, что во главу угла детско – родительских отношений ставятся правила, требования, вводимые в жизнь ребенка с помощью приказа, угроз, насилия, морализирования. В результате ломается воля ребенка, угасает его стремление к самостоятельности, инициативе, унижается личное достоинство. Плоды такого воспитания – страх, лицемерие, лживость, вспышки грубости, постоянные протесты, уходы из семьи, стремление найти себя на стороне, в среде, которая «принимает тебя», отклонение в здоровье.

Во внешне благополучных современных семьях достаточно часто распространен такой тип семейного воспитания как мирное сосуществования на основе невмешательства. Состоятельные, образованные  родители придерживаются принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными. Их требования по соблюдению норм и правил поведения, как правило, минимальны. Опыт показывает, что данный тип воспитания преобладает в тех семьях, где родители заняты каждый сугубо своими проблемами, в том числе карьерными. Мать  и отец берегут свой покой, занимают позицию невмешательства, возлагают обязанности по воспитанию своего ребенка на школу. Результат – отчуждение родителей и детей, эмоциональная ущербность и автономия.

Опека преобладает  в семьях, где ребенок является долгожданным или поздним. Итог – растущий человек испытывает проблемы в личностном развитии. Проявляется опека в стремлении родителей оградить сына или дочь от всех трудностей, в постоянном снижении уровня требований. По своей сути опека близка к диктату, и отличается только формой.

Современной молодой семье часто не удается установить баланс любви, уважения, и требовательности к ребенку. Чтобы достичь его, необходимо ориентироваться на индивидуальность сына или дочери, тонко учитывать возрастные особенности, подавать пример заботы друг о друге. Растущий человек не должен испытывать   страха перед выполнением норм, правил, требований.

Ребенку чрезвычайно важно быть уверенным в том, что  ему всегда придут на помощь, напомнят, подскажут, помогут. Вера в собственные силы стимулирует самостоятельность.

РОДИТЕЛИ, ОБЛАДАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, УМЕЮТ:

ü  Принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять к нему максимум доверия, уважения и одновременно – требовательности;

ü  Учитывать его индивидуально – личностные и возрастные особенности, установить тесный контакт со школой;

ü  Создать в семье здоровый, жизнеутверждающий морально – психологический климат, соблюдать единство требований;

ü   Не применять по отношению к ребенку насилия: ни физического, ни психоэмоционального, ни морального;

ü  Прислушиваться к личным нуждам ребенка;

ü  Использовать положительный опыт воспитания родственников, знакомых, коллег;

ü  Осуществлять постоянный контроль за режимом дня ребенка, его контактами, находить возможность для совместного досуга;

ü  Обогащать собственный опыт воспитания с помощью специальной литературы, посещая родительские собрания, лектории, занятия в школе и вне ее;

ü  Следит за здоровьем и внешним видом ребенка;

ü  Определять оптимальные типы , методы семейного воспитания;

ü  Вовлекать ребенка в социально значимые виды деятельности, приобщать к труду.

Помочь взрослеющему человеку интегрироваться в общество – первостепенная задача семьи. Для этого, кроме любви и выдержки, нужно обладать достаточным запасом педагогических и жизненных знаний.

 

Еще можно почитать:

·         Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.,1995

·         Воспитание трудного ребенка. – М., 2003

·         Фромм А. азбука для родителей – Спб. 2001

 

 

По материалам журнала «Народная асвета» № 6/2011