Переходный возраст

РИФЫ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА

 

Как найти правильный рецепт

гармоничных отношений с подростком

 

Мы говорим: мир детства…А когда заканчивается детство? Вопрос простой, но ответить на него так не просто. Мы встречаем взрослых людей, которые ведут себя как дети. Мы знаем детей – «маленьких старичков и старушек», которые больше похожи на взрослых.

Ребенок взрослеет. Как из него получается взрослый? Что нужно сделать ребенку, чтобы во взрослом мире его воспринимали как равного? Проще всего сказать ему: «Ты просто расти, и в одно прекрасное утро проснешься и поймешь, что стал взрослым.». но это не является правдой. Каждому приходилось – или еще придется – пройти по тому таинственному мостику, который объединяет два мира: мир детей и мир взрослых. И мостик этот называется «подростковый возраст».

Каков он, современный подросток? Еще вчера отмечали его день рождения, на торте горели десять свечей, ребенок радовался красивой книге  - а сегодня он то огрызается в ответ, то молча грустит, то обижается, то не приходит вовремя домой… Родители в шоке, учителя в ярости, с него же – как у гуся вода.

Мы, взрослые, находимся в иллюзии, что знаем ответы на все вопросы… А подросткам только предстоит их найти. И найти – что для них особенно важно – самостоятельно. Тем взрослым, которые воспитывают, обучают, поддерживают развитие подростков, чтобы эти процессы проходили безболезненно и продуктивно, нужно отчетливо представлять, что такое особенности психологии подростков.

Особенности психологии подростков.

Подростковый возраст- самый трудный, переломный, критический в жизни любого человека. Его сравнивают с родами – только тут мы рождаемся не как биологические существа, а как существа социальные. Обращенный до этого момента к родителям как к главным авторитетным фигурам в своей жизни, подросток как будто вторично рождается – выходит из семьи в огромный социальный мир, постигает его законы, взрослеет психологически. И снова, как в детстве, плачет, болеет, не понимает обращенных к нему слов. Однако на младенца мы не злимся, а вот к подростку предъявляем жестокие требования.

Именно в этот период молодой человек, перебирая многочисленные социальные роли, ищет свое Я, свою идентичность, свой ответ окружению. И соответственно, может либо войти во взрослую жизнь с твердыми убеждениями или будет формировать их под влиянием окружения. Поэтому необходимо дать ему возможность «примерить» разные роли, влезть «в разные шкуры», попробовать  с разных сторон «быть» и «иметь», чтобы он сам мог решить: это – мое, а это – не мое. Если ему не давали «примерить» эти роли, природа все равно возьмет свое – вот только играть в подростковые игры он будет тогда, когда перед ним уже  встанут другие жизненные задачи.

Подросток должен найти себя – вот  пускай и ищет. Важно остаться с ним рядом, прислушиваться к нему, поддержать его, стараться подставить плечо, а не «подножку».

У подростка впервые появляется чувство взрослости. Он начинает ощущать себя взрослым, самостоятельным. В этот период возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться старше своих лет. Отсюда и желание ввести в обиход «взрослые» атрибуты: косметику, сигареты, спиртное. Чем меньше в семье и в школе подросток признан взрослым, равноправным, тем больше он старается где – нибудь в другом месте справиться с возникающим чувством неполноценности любыми доступными способами.

Самым важным для подростка в этот период становится общение со сверстниками. Именно значимые для него люди – одноклассники, друзья, соседи по двору, - определяют в этот период вкусы, представления о жизни, предпочтения. Многим взрослым очень больно замечать, что они теряют былую значимость для ребенка. Именно в этот период подростки стремятся во всем походить на сверстников, постоянно пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение однокашников, бравируют недостатками.

Но именно в этом возрасте проявляется и способность подростка к самоанализу. Он начинает осознавать и оценивать свои поступки, осознанно  использовать знания и опыт. Правильная оценка этих способностей позволяет взрослым не просто требовать от подростка абсолютного подчинения, а объяснять ему свои требования, потому что он уже вполне способен понимать других людей.

Взрослые несут ответственность за подростков, но они, подростки, уже не дети. Они уже начали движение по мосту, который ведет во взрослую жизнь, и обратной дороги нет. Это дает взрослым шанс исправит то, в чем они, возможно, напортачили раньше – исправить при помощи любви, заботы, внимания, но не при помощи крика, наказаний, давления. Разумные ограничения необходимы, но чем старше подросток, тем больше оснований ему доверять.

Для гармоничного развития отношений с подростком родители должны пересмотреть некоторые семейные правила. С одной стороны, ребенок стал взрослее – значит закономерно увеличение объема обязанностей и ответственности. С другой- предоставление ему большей свободы выбора. Чуткие родители потихоньку «ослабляют поводок» и предоставляют ребенку больше возможностей для принятия решений, касающихся его жизни. Хотя для многих родителей сделать это непросто.

От подросткового возраста невозможно уберечь. Его не пересидишь «в окопах». Подростки – не маленькие люди, они – люди. Им нужна забота, советы, правила и ограничения. Но еще им нужны и понимание взрослых, советы, правила и ограничения. Но еще им нужны и понимание, внимание и любовь взрослых. Очень важно, чтобы в отношениях с подростком, как в хорошем блюде, были разные ингредиенты. И задача мудрого родителя и мудрого педагога – подобрать правильный, в каждом случае свой, уникальный, рецепт.

 

По материалам журнала «Народная асвета»