Рекомендации педагога-психолога и педагога-социального

Памятка по половой неприкосновенности несовершеннолетних

ПАМЯТКА Половая неприкосновенность. Как помочь ребенку, пострадавшему от сексуального насилия (в помощь работникам образования)

Сексуальное насилие в отношении детей – это очень скрытое, малоизученное (в нашей стране) явление, поэтому даже специалисты, работающие с детьми, порой испытывают неуверенность и неприятные эмоции, когда ребенок рассказывает о том, что с ним произошло, и просит помощи. Реакция взрослого в такой ситуации сходна с реакцией ребенка, ставшего жертвой насилия: «Ну почему это случилось со мной (в нашей школе)?»

Опыт показывает, что часто учителя и администрация школ обвиняют самого ребенка в том, что он стал жертвой сексуального насилия, и стараются избавиться от такого ученика, чтобы он «не оказывал дурного влияния на других детей», переводят на домашнее обучение, настойчиво рекомендуют родителям перевести его в другую школу, словом, «спасают честь школы».

Представьте себе, что ваша ученица обратилась к вам за помощью в связи с тем, что она подверглась сексуальному насилию со стороны неизвестного мужчины по дороге из школы домой. Родителям говорить об этом она не решается, потому что они часто бьют ее за плохие отметки и поведение и, скорее всего, обвинят в случившемся саму девочку.

Такое обращение к вам может произойти в любое время, и чтобы правильно реагировать на раскрытие случая насилия над ребенком и обеспечить ему необходимую поддержку, работник образовательного учреждения (учитель, психолог, социальный педагог, воспитатель) должен быть уверен в правильности своих действий. Для этого необходимо знать, какой вред насилие приносит физическому и психическому здоровью ребенка; уметь распознавать изменения в эмоциональном состоянии ребенка и его поведении, которые могут указывать на то, что ребенок попал в сложную ситуацию; иметь представление, куда и к каким специалистам обратиться.

Что такое сексуальное насилие и почему дети могут стать жертвой?

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка или подростка в сексуальную активность со взрослым для получения последним сексуального удовлетворения. Принуждать ребенка или подростка совершать сексуальные действия могут и другие подростки.

Сексуальное насилие включает широкий спектр действий:

половое сношение (вагинальным, анальным способом);

оральный секс;

мастурбацию (одностороннюю или взаимную);

стимуляцию половых органов рукой или предметами;

введение во влагалище или анус различных предметов;

обнажение интимных частей тела перед ребенком или совершение полового акта в его присутствии;

демонстрацию ребенку порнографических материалов;

вовлечение ребенка в изготовление порнографических материалов или в проституцию.

Как показывает наш опыт, сексуальное насилие над детьми характеризуется прогрессирующим развитием: начав с наблюдения за тем, как ребенок моется, раздевается, или с разговоров на запретные для ребенка сексуальные темы, с поцелуев, насильник вовлекает его в прямые половые контакты. Однако и первые, «невинные», этапы развития отношений могут вызвать у ребенка чувство вины, стыда, беспокойства и др. последствия и являются не менее травматичными для психики ребенка, как и непосредственно половое сношение.

Широко распространено мнение, что виновником сексуального насилия над ребенком является незнакомый для него человек. Отчасти это так: примерно в половине случаев нападения на детей и подростков вне дома насильник является чужим для ребенка или подростка человеком. 75-80% всех случаев сексуального насилия в отношении детей совершает знакомый, близкий им человек или родственник.

Жертвой сексуального насилия может стать и мальчик, и девочка. Наиболее уязвимый возраст — 8-12 лет, но даже грудные дети могут подвергаться сексуальному насилию.

После того как насилие раскрыто, может создаться впечатление, что все было так очевидно: и насильник вел себя подозрительно, и ребенок мог бы рассказать об этом раньше, и близкие ему люди могли бы давно обратить внимание на появившиеся изменения в его поведении. Однако особенность сексуального насилия такова, что секретность является важным условием его существования. Насильник, чтобы избежать уголовного преследования, различными способами требует от жертвы молчания с помощью угроз, шантажа, подкупа.

Прежде чем рассказать, что может сделать работник образования, предлагаем вам подумать и прояснить для себя вопросы, связанные с проблемой сексуального насилия над ребенком.

Могу ли я верить ребенку, когда он рассказывает о том, что кто-то из близких ему людей совершает с ним сексуальные действия?

Что плохого в сексуальных отношениях взрослого с ребенком?

Одинаково ли я реагирую на проблему сексуального насилия над детьми как профессионал и как человек?

Считаю ли я, что сексуальное насилие над детьми совершают лишь психически больные и принадлежащие к маргинальным слоям населения люди?

Верю ли я, что жертвы сексуального насилия могут продолжать жить нормальной жизнью?

Верю ли я, что дети — жертвы насилия могут продолжать любить своих обидчиков, желая при этом, чтобы насилие прекратилось?

Роль учителя при раскрытии сексуального насилия над ребенком

Можно выделить три основных задачи, стоящие перед учителем (психологом, воспитателем, социальным работником) в случае раскрытия сексуального насилия над учеником.

Помочь ребенку, оказать ему поддержку.

Сообщить в соответствующие органы и учреждения, поскольку это уголовное преступление.

Предупредить повторение насилия, для чего создать в школе теплую творческую атмосферу, характеризующуюся предсказуемостью, надежностью, доверительностью отношений.

Рассказ ребенка о сексуальном насилии, которое совершали с ним, — это тяжкое испытание для тех, кому приходится это выслушивать. Шок, неверие, отрицание, гнев, жалость и отвращение — все это нормальные реакции на такое признание.

Часто первым побуждением учителя или другого лица становится желание отделаться от ребенка, сказать себе, что все это он выдумал, и поскорее забыть. Со всем этим нужно и можно справиться, чтобы оказать необходимую поддержку и помощь ребенку. При этом необходимо учитывать следующее:

Насколько можно доверять ребенку, ведь он может фантазировать или находиться под влиянием других взрослых. В любом случае ребенок нуждается в вашей помощи, т.к. должны быть причины для возникновения подробных фантазий или для того, чтобы ребенок решился на обман.

Соблюдение конфиденциальности. Ребенок может попросить вас никому не рассказывать о случившемся с ним, но сексуальное злоупотребление — это тяжкое уголовное преступление. Оставив все как есть, вы не можете быть уверены в безопасности для жизни и здоровья ребенка. Кроме того, статья 122 Семейного кодекса указывает, что администрация образовательных, лечебных, социозащитных учреждений, а также граждане, которым стало известно о детях, родители которых уклоняются от исполнения своих обязанностей, злоупотребляют родительскими правами или жестоко обращаются со своими детьми, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического проживания детей.

Контроль ситуации. Дети, подвергшиеся сексуальному насилию (особенно в семье), часто воспринимают себя беспомощными, неспособными контролировать ситуацию. Необходимо это учесть при раскрытии насилия и дать ребенку почувствовать, что он может управлять ситуацией, например, с ним обсуждается план дальнейших действий.

Принятие ребенка. Когда сексуальное злоупотребление длится годами, это не может не наложить отпечаток на личностные особенности ребенка. Поэтому учителю, социальному педагогу, психологу и другому специалисту следует быть готовым к встрече с детьми со странностями или даже с неприятными.

Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним сексуальном насилии, в значительной степени внушены насильником:

страх, так как ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку и т.д.);

низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми — нет, значит, я это заслужил);

чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);

отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);

стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);

отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);

любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).

Маленькие дети считают взрослых могущественными, всезнающими людьми. В случае с сексуальным насилием они часто полагают, что близкие им люди знают о происходящем. Так, 6-летний мальчик на вопрос тети, почему он так долго молчал об ужасном насилии, которому подвергался со стороны отца, ответил: «А я думал, ты знаешь».

Любая форма жестокого обращения с ребенком – это прежде всего психологическая травма, которая затрагивает все сферы функционирования ребенка — физиологический, интеллектуальный, личностный, межличностных взаимоотношений и социальной компетентности. Следствием этих нарушений является формирование в семье, где произошло насилие над ребенком, специфических отношений, особых жизненных сценариев, которые могут существенно повлиять на всю его дальнейшую жизнь. Специалисты, работающие в интернатных учреждениях, приютах, из личного опыта знают, что дети из асоциальных семей, подвергавшиеся различного рода насилию, отстают в физическом и психическом развитии. У многих детей развиваются т.н. психосоматические болезни — неврозы, аллергические заболевания, а также гастриты, колиты, язвы желудочно-кишечного тракта. Как известно, последняя группа заболеваний является лидирующей в структуре заболеваемости детей школьного возраста, т.о., причина высокого уровня заболеваемости школьников может быть не только в качестве школьного питания, но и во взаимоотношениях: взрослый (учитель или родители) — ребенок.

Самым важным является то, что под влиянием пережитого в детском возрасте насилия формируется травмированная личность, характеризующаяся целым комплексом психологических особенностей. И эти особенности легко узнаваемы: низкая самооценка, неспособность добиваться успеха и строить продуктивные взаимоотношения. Такие дети часто становятся козлами отпущения в школе, дома, позднее — в собственной семье, на работе. У одних жертв последствия насилия проявляются в виде агрессивности, жестокости, склонности к саморазрушению, у других — беспомощности, неуверенности в себе, своих силах, страхах. Практически все дети и подростки, пережившие насилие, являются группой риска по девиантному и делинквентному поведению, они сами могут стать насильниками, совершать правонарушения, вовлекаться в употребление наркотиков, проституцию.

Какие признаки в поведении ребенка в школе могут указывать на вероятность того, что ученик подвергся сексуальной агрессии или развращению:

несоответствующая возрасту ребенка осведомленность о сексуальных отношениях (особенно у детей младшего школьного возраста), сексуально провоцирующее поведение;

вовлечение в сексуально окрашенные разговоры и игры других детей;

развязное или сексуально агрессивное поведение;

необычная или несвойственная ранее боязнь мужчин или, напротив, соблазняющее поведение;

физическая агрессия (для мальчиков), замкнутость, стремление к уединению (у девочек);

резкое снижение школьной успеваемости, внимания, активности;

пропуски уроков физкультуры (из-за боязни раздеваться);

плач без видимых причин;

нежелание идти домой после школы;

уходы из дома, пропуски школьных занятий;

энурез (недержание мочи), появление специфических симптомов, связанных с заболеваниями, передающимися половым путем; беременность.

Последнюю группу симптомов помогут выявить медицинские работники школы.

Как вести себя, если ребенок рассказывает вам о насилии

Отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно.

Реагируйте спокойно на его признание и не показывайте, что вас это шокирует или вам это неприятно. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить вас от болезненных переживаний.

Успокойте и поддержите ребенка: «Ты правильно сделал, что мне рассказал», «Ты в этом не виноват», «Не ты один попадаешь в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».

Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся.

Повторите ребенку еще раз, что вы верите тому, что он рассказал.

Объясните ему, что вы собираетесь делать дальше. Обещайте ребенку свою поддержку.

Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги.

После окончания разговора сделайте подробную запись.

Чего не стоит делать?

Не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться» и «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит).

Не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия такого травматического события, как сексуальное насилие, таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к психологу, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.

Чтобы оказать помощь ребенку, вам нужно знать, кто совершал насилие над ребенком и где это происходило; как относится ребенок к насильнику, если это близкий для него человек; боится ли он сообщить родителям; жалуется ли ребенок на физическое недомогание, боли.

Например, если ученица вам рассказывает, что насилие совершал отчим, а мать не верит и не поддерживает ее, значит, существует реальная угроза, что насилие будет повторяться вновь и вновь. В этом случае вам надо подумать о том, какие меры следует принять для обеспечения безопасности девочки.

Другой пример: ребенок подвергся нападению незнакомого мужчины по дороге из школы домой, но боится сказать родителям, потому что они наказывают его за малейшую провинность. В этом случае вы можете пойти вместе с ребенком к нему домой и объяснить родителям, что в происшедшем нет вины ребенка и продумать вместе с ними, как помочь ребенку справиться с травмой. Таким образом, учителя могут оказать значительное влияние на эмоциональное и психологическое состояние ребенка, подвергшегося насилию. Важно помнить, что роль учителя заключается только в том, чтобы внимательно выслушать ребенка, а не добиваться от него подробностей и не проводить расследование самому. Это дело сотрудников милиции.

После раскрытия

Оказание помощи ребенку, пострадавшему от сексуального насилия, — это новый опыт и всегда тяжело переживается. Вам тоже нужна поддержка. Поэтому поговорите с коллегой или с кем-нибудь, кому вы доверяете, о своих чувствах.

Узнайте, сможете ли вы получить информацию о состоянии расследования или других шагах, предпринятых для защиты ребенка.

Поддерживайте связь с ребенком, которому необходима постоянная поддержка. Например, вы можете сказать ребенку, что если он хочет поговорить о том, что с ним происходит, то вы готовы это сделать. Вы также можете посоветовать его родителям, куда можно обратиться за психологической помощью.

Уважайте право ребенка на конфиденциальность. Не обсуждайте происшедшее с ребенком с другими школьными работниками и учениками.

Помните: если вы подозреваете, что ребенок подвергся любому насилию, вы должны сообщить об этом соответствующим органам. Согласно Семейному кодексу, должностные лица организаций или другие граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

свернуть

Отслеживание эмоционального состояния учащихся

Причины непопулярности ребенка

Алгоритм действий работников учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел при выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

26.12.2017 № И-10-20/502

О направлении алгоритма

Министерство образования Республики Беларусь совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством внутренних дел Республики Беларусь разработало алгоритм действий работников учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел при выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению (далее – алгоритм).

Направляем алгоритм, просим довести его до сведения и использования в работе всем заинтересованным.

Обращаем внимание на недопустимость направления учреждениями образования информации в отношении несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению, заинтересованным органам, учреждениям и организациям без согласия законных представителей несовершеннолетних.

 

Заместитель Министра

Р.С.Сидоренко

АЛГОРИТМ действий работников учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел при выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению

  1. Выявление несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению, осуществляется в пределах компетенции работниками учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел (далее – субъекты профилактики):

при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому;

при получении информации об аутоагрессивном поведении несовершеннолетнего в ходе мониторинга сети Интернет либо при поступлении заявлений граждан;

медицинскими работниками – при посещении несовершеннолетними и их законными представителями учреждений здравоохранения;

педагогическими работниками – при проведении бесед с обучающимися, наблюдении за ними, получении информации в отношении несовершеннолетних от третьих лиц (одноклассников, одногруппников, друзей, родственников) о склонности к суицидоопасному поведению;

педагогами-психологами учреждений образования – при проведении психодиагностического исследования суицидального поведения обучающихся;

работниками органов внутренних дел – при совершении несовершеннолетними противоправных действий.

  1. К категории несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению, следует относить несовершеннолетних:

совершивших попытку суицида;

имеющих тенденцию к самоповреждению (порезы, раны);

демонстрирующих суицидальные угрозы (прямые либо завуалированные);

переживающих тяжелые утраты (смерть родителя, значимого человека, особенно в течение первого года после потери);

находящихся в конфликтных ситуациях (проблемы во взаимоотношениях с социальным окружением, выраженные семейные проблемы (уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие и др.));

имеющих признаки депрессивного расстройства.

  1. При выявлении несовершеннолетнего, склонного к суицидоопасному поведению, субъекты профилактики в течение 1 дня информируют законных представителей несовершеннолетнего о возможностях:

получения психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования, специализированной помощи (психологической, психотерапевтической, психиатрической) в организации здравоохранения, оказывающей указанные виды помощи, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего;

ограничения доступа к информации сети Интернет, которая может причинить вред здоровью и развитию детей, поставщиками интернет-услуг по запросу пользователей, а также путем установления на персональный компьютер антивирусного программного обеспечения с функцией «родительского контроля».

  1. Субъекты профилактики при выявлении несовершеннолетнего, склонного к суицидоопасному поведению, с согласия законных представителей несовершеннолетнего в течение 1 рабочего дня направляют информацию о несовершеннолетнем в учреждение образования по месту обучения несовершеннолетнего, организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую помощь, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего.

Информация должна в обязательном порядке содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), дату рождения, адрес места жительства (места пребывания) несовершеннолетнего, проявления суицидоопасного поведения, предпринятые меры.

  1. В рамках профилактической работы субъекты профилактики имеют право приглашать законных представителей несовершеннолетнего на заседание территориальной комиссии по делам несовершеннолетних в целях защиты, восстановления и реализации прав и законных интересов несовершеннолетних.
  2. В случае выявления несовершеннолетнего, склонного к суицидоопасному поведению, либо получения соответствующей информации:

6.1. работники учреждения образования в течение 3 рабочих дней с момента поступления информации предлагают законным представителям и несовершеннолетнему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования; в случае согласия – обеспечивают оказание несовершеннолетнему и его законным представителям психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования;

6.2. работники учреждения здравоохранения в день обращения несовершеннолетнего в учреждение здравоохранения обеспечивают организацию и оказание ему специализированной медицинской помощи;

передачу информации о несовершеннолетних мужского пола в возрасте 15–17 лет в районные военные комиссариаты по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетних.

  1. Работники территориальных органов внутренних дел:

7.1. обеспечивают охрану общественного порядка по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего при оказании ему медицинской помощи медицинским работником в случае наличия угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего и (или) иных лиц;

7.2. оказывают помощь законным представителям несовершеннолетнего в доставке его в учреждение здравоохранения, оказывающее психиатрическую помощь, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего для организации его осмотра врачом-специалистом в области оказания психиатрической помощи.

свернуть

Алгоритм межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних

Изменение и дополнение в инструкции о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 января 2019 г. № 7/5/13

Об утверждении Инструкции о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних

Изменения и дополнения:

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 28 октября 2022 г. № 104/402/272 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/39504 от 09.02.2023 г.)

 

На основании подпункта 8.863 пункта 8, подпункта 9.1 пункта 9 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2011 г. № 1446, подпункта 4.6 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049, подпункта 9.4 пункта 9 Положения о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 декабря 2007 г. № 611, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство образования Республики Беларусь и Министерство внутренних дел Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:

  1. Утвердить Инструкцию опорядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних (прилагается).
  2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Министр здравоохранения Республики Беларусь

В.А.Малашко

Министр образования Республики Беларусь

И.В.Карпенко

Министр внутренних дел Республики Беларусь

И.А.Шуневич

 

 

СОГЛАСОВАНО

Министр обороны Республики Беларусь генерал-лейтенант

А.А.Равков

11.04.2018

СОГЛАСОВАНО

Председатель Минского городского исполнительного комитета

А.В.Шорец

12.04.2018

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Брестского областного исполнительного комитета

А.В.Лис

14.04.2018 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Витебского областного исполнительного комитета

Н.Н.Шерстнев

10.04.2018

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Гомельского областного исполнительного комитета

В.А.Дворник

13.04.2018 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Гродненского областного исполнительного комитета

В.В.Кравцов

11.04.2018

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Минского областного исполнительного комитета

А.М.Исаченко

12.04.2018 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Могилевского областного исполнительного комитета

В.В.Доманевский

10.04.2018 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь 15.01.2019 № 7/5/13

 

ИНСТРУКЦИЯ о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних

  1. Настоящая Инструкция определяет порядок действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних.
  2. Для целей настоящей Инструкции используются основные термины иих определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении», Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи», Законом Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 349-З «Об оказании психиатрической помощи», Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также следующие термины и их определения:

попытка суицида (попытка самоубийства, парасуицид) – попытка лишения себя жизни, которая не привела к смерти;

самоповреждение – преднамеренное действие или бездействие, способствующее самотравмированию, самоотравлению или другим способам повреждения своего организма;

суицид (самоубийство) – намеренное, осознанное и быстрое лишение себя жизни, приведшее к смерти;

факторы риска суицидальных действий у несовершеннолетнего – внешние или внутренние условия, обстоятельства, провоцирующие несовершеннолетнего совершить осознанные преднамеренные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни.

  1. К факторам риска суицидальных действий унесовершеннолетнего следует относить:

сведения о совершении попытки суицида;

впервые выявленное самоповреждение;

выявленная попытка суицида;

угроза совершить суицид;

намерение совершить суицид;

высказывание о намерении совершить суицид.

  1. Выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего осуществляется в пределах компетенции педагогическими работниками учреждений образования (далее– педагогические работники), медицинскими работниками и психологами организаций здравоохранения (далее – работники организаций здравоохранения) и сотрудниками органов внутренних дел (далее, если не указано иное, – субъекты профилактики).
  2. Работники организаций здравоохранения осуществляют выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего при посещении несовершеннолетним и его законным представителем учреждений здравоохранения.
  3. Педагогические работники осуществляют выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних при осуществлении социально-педагогической поддержки обучающихся и оказании им психологической помощи.
  4. Сотрудники органов внутренних дел осуществляют выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего при совершении несовершеннолетним или вотношении него противоправных действий и проведении с ним индивидуальной профилактической работы.
  5. При выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего субъекты профилактики в течение одного рабочего дня информируют законного представителя несовершеннолетнего о возможностях:

получения психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования по месту обучения несовершеннолетнего;

получения психиатрической, в том числе наркологической, психотерапевтической, помощи в организации здравоохранения, оказывающей указанные виды помощи, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего;

ограничения доступа к информации глобальной компьютерной сети Интернет, которая может причинить вред здоровью и развитию детей, поставщиками интернет-услуг по запросу пользователей, а также путем установления на персональный компьютер программного обеспечения с функцией «родительского контроля».

  1. Субъекты профилактики при выявлении факторов риска суицидальных действий унесовершеннолетнего в течение одного рабочего дня направляют информацию о несовершеннолетнем с письменного согласия законного представителя несовершеннолетнего, оформленного в соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных»:

в отделы образования городских и районных исполнительных комитетов по месту обучения (месту пребывания) несовершеннолетнего для организации проведения социального расследования;

в организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую, в том числе наркологическую, психотерапевтическую, помощь, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего для организации оказания психиатрической, в том числе наркологической, психотерапевтической, помощи.

В информации указываются фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) несовершеннолетнего, дата рождения, адрес места жительства (места пребывания) несовершеннолетнего, сведения о его законных представителях, имеющиеся факторы риска суицидальных действий у несовершеннолетнего, проявления суицидального поведения, предпринятые меры, их результат.

  1. В рамках профилактической работы субъекты профилактики имеют право письменно ходатайствовать о приглашении законного представителя несовершеннолетнего на заседание комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе в целях защиты, восстановления и реализации прав и законных интересов несовершеннолетнего.
  2. В случае выявления факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего либо получения соответствующей информации педагогические работники в течение одного рабочего дня с момента выявления или поступления информации предлагают несовершеннолетнему, его законному представителю психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования (при отсутствии места обучения– в социально-педагогическом центре по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего), в случае их согласия – обеспечивают оказание несовершеннолетнему и его законному представителю психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования (при отсутствии места обучения – в социально-педагогическом центре по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего).
  3. В случае обращения в организацию здравоохранения несовершеннолетнего, имеющего факторы риска суицидальных действий, его законного представителя работники организации здравоохранения обеспечивают:

12.1. оказание несовершеннолетнему специализированной медицинской, в том числе психиатрической, и психологической помощи в день обращения;

12.2. передачу информации о несовершеннолетних гражданах Республики Беларусь мужского пола в возрасте 15–17 лет, имеющих факторы риска суицидальных действий, врачам-психиатрам-наркологам, привлекаемым местными исполнительными и распорядительными органами к медицинскому освидетельствованию граждан при приписке к призывным участкам и призыве на срочную военную службу, службу в резерве по месту жительства несовершеннолетнего, по запросу местных органов военного управления для медицинского освидетельствования граждан при призыве на воинскую службу, в письменной форме и (или) в виде электронного документа, оформленного в соответствии с законодательством об электронных документах и электронной цифровой подписи.

  1. Сотрудники органов внутренних дел обеспечивают охрану общественного порядка по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего, имеющего факторы риска суицидальных действий, при оказании ему медицинской помощи в случае наличия угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего и (или) иных лиц.
  2. При получении информации о несовершеннолетнем, демонстрирующем прямые суицидальные угрозы и (или) находящемся в состоянии активных суицидальных действий, субъекты профилактики принимают необходимые меры по предотвращению совершения суицида несовершеннолетним и осуществляют незамедлительное выполнение мероприятий, изложенных в пунктах 8, 9, 11–13 настоящей Инструкции, в целях информирования законного представителя о суицидальных действиях несовершеннолетнего и обеспечения оказания ему своевременной психологической и медицинской помощи в порядке, установленном законодательством.
свернуть

Инструкция о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 января 2019 г. № 7/5/13

Об утверждении Инструкции о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних

На основании подпункта 8.863 пункта 8, подпункта 9.1 пункта 9 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2011 г. № 1446 «О некоторых вопросах Министерства здравоохранения и мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 360», подпункта 4.6 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049 «Об изменении, дополнении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам образования», подпункта 9.4 пункта 9 Положения о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 декабря 2007 г. № 611 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел и организаций, входящих в систему органов внутренних дел», Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство образования Республики Беларусь и Министерство внутренних дел Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних.

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Министр здравоохранения Республики Беларусь

В.А.Малашко

Министр образования Республики Беларусь

И.В.Карпенко

Министр внутренних дел Республики Беларусь

И.А.Шуневич

 

СОГЛАСОВАНО

Министр обороны Республики Беларусь генерал-лейтенант

А.А.Равков

11.04.2018

СОГЛАСОВАНО

Председатель Минского городского исполнительного комитета

А.В.Шорец

12.04.2018

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Брестского областного исполнительного комитета

А.В.Лис

14.04.2018 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Витебского областного исполнительного комитета

Н.Н.Шерстнев

10.04.2018

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Гомельского областного исполнительного комитета

В.А.Дворник

13.04.2018 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Гродненского областного исполнительного комитета

В.В.Кравцов

11.04.2018

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Минского областного исполнительного комитета

А.М.Исаченко

12.04.2018 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Могилевского областного исполнительного комитета

В.В.Доманевский

10.04.2018 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь 15.01.2019 № 7/5/13

ИНСТРУКЦИЯ о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних

1. Настоящая Инструкция определяет порядок действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних.

2. Для целей настоящей Инструкции используются основные термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О здравоохранении» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., № 24, ст. 290; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 159, 2/1460), Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «Об оказании психологической помощи» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 170, 2/1708), Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 64, 2/949), а также следующие термины и их определения:

факторы риска суицидальных действий у несовершеннолетнего – внешние или внутренние условия, обстоятельства, провоцирующие несовершеннолетнего совершить осознанные преднамеренные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни;

проявление суицидального поведения – осознанное преднамеренное действие, направленное на добровольное лишение себя жизни (суицидальная попытка или самоубийство), а также проявление суицидальной активности, включающей в себя суицидальные намерения, высказывания, угрозы;

суицидальные угрозы – намерения и действия, выраженные в устной, письменной или какой-либо иной форме, свидетельствующие о наличии у несовершеннолетнего суицидальной активности и вероятности совершения суицидальных действий.

3. К факторам высокого риска суицидальных действий у несовершеннолетнего следует относить:

сведения о совершении попытки суицида;

намеренное нанесение самоповреждений;

демонстрация суицидальных угроз. 

4. Выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего осуществляется в пределах компетенции педагогическими работниками учреждений образования (далее – педагогические работники), медицинскими работниками и психологами организаций здравоохранения (далее – работники организаций здравоохранения) и сотрудниками органов внутренних дел (далее, если не указано иное, – субъекты профилактики).

5. Работники организаций здравоохранения осуществляют выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего при посещении несовершеннолетним и его законным представителем учреждений здравоохранения.

6. Педагогические работники осуществляют выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних при осуществлении социально-педагогической поддержки обучающихся и оказании им психологической помощи.

7. Сотрудники органов внутренних дел осуществляют выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего при совершении несовершеннолетним противоправных действий и проведении с ним индивидуальной профилактической работы.

8. При выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего субъекты профилактики в течение одного рабочего дня информируют законного представителя несовершеннолетнего о возможностях:

получения психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования по месту обучения несовершеннолетнего;

получения психиатрической (психотерапевтической) и психологической помощи в организации здравоохранения, оказывающей указанные виды помощи, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего;

ограничения доступа к информации глобальной компьютерной сети Интернет, которая может причинить вред здоровью и развитию детей, поставщиками интернет-услуг по запросу пользователей, а также путем установления на персональный компьютер программного обеспечения с функцией «родительского контроля».

9. Субъекты профилактики при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего с письменного согласия законного представителя несовершеннолетнего, оформленного по форме согласно приложению, в течение одного рабочего дня направляют информацию о несовершеннолетнем в учреждение образования по месту обучения несовершеннолетнего, организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую (психотерапевтическую) и психологическую помощь, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего.

В информации указываются фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) несовершеннолетнего, дата рождения, адрес места жительства (места пребывания) несовершеннолетнего, сведения о его законных представителях, имеющиеся факторы риска суицидальных действий у несовершеннолетнего, проявления суицидального поведения, предпринятые меры, их эффективность.

10. В рамках профилактической работы субъекты профилактики имеют право письменно ходатайствовать о приглашении законного представителя несовершеннолетнего на заседание комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе в целях защиты, восстановления и реализации прав и законных интересов несовершеннолетнего.

11. В случае выявления факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего либо получения соответствующей информации педагогические работники в течение одного рабочего дня с момента выявления или поступления информации предлагают несовершеннолетнему, его законному представителю психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования, в случае их согласия – обеспечивают оказание несовершеннолетнему и его законному представителю психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования.

12. В случае обращения в организацию здравоохранения несовершеннолетнего, имеющего факторы риска суицидальных действий, его законного представителя работники организации здравоохранения обеспечивают:

12.1. оказание несовершеннолетнему специализированной медицинской и психологической помощи в день обращения;

12.2. передачу информации о несовершеннолетних мужского пола в возрасте 15–17 лет, имеющих факторы риска суицидальных действий у несовершеннолетнего, в районные (городские) военные комиссариаты по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего с согласия законного представителя.

13. Сотрудники органов внутренних дел обеспечивают охрану общественного порядка по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего, имеющего факторы риска суицидальных действий, при оказании ему медицинской помощи в случае наличия угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего и (или) иных лиц.

14. При получении информации о несовершеннолетнем, демонстрирующем прямые суицидальные угрозы и (или) находящемся в состоянии активных суицидальных действий, субъекты профилактики принимают необходимые меры по предотвращению совершения суицида несовершеннолетним и осуществляют незамедлительное выполнение мероприятий, изложенных в пунктах 8, 9, 11–13 настоящей Инструкции, в целях информирования законного представителя о суицидальных действиях несовершеннолетнего и обеспечения оказания ему своевременной психологической и медицинской помощи в порядке, установленном законодательством.

 

 

 

Приложение

к Инструкции о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних

 

Форма

 

 

Руководителю ____________________________________________

 

(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)

 

_________________________________________________________

 

(наименование учреждения образования, здравоохранения)

 

от ______________________________________________________

 

(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)

законного представителя несовершеннолетнего)

 

адрес проживания ________________________________________

 

________________________________________________________

 

Я, _____________________________________________________________, согласен

(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)

законного представителя несовершеннолетнего)

с представлением сведений о несовершеннолетнем

_____________________________________________________________________________

(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) несовершеннолетнего)

в ___________________________________________________________________________

(наименование учреждения образования, здравоохранения)

 

_________________

__________________

_________________________

(дата)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

 

 

 

свернуть

Алгоритм по профилактике насилия

Профилактика эмоционального выгорания

Профилактика суицидального поведения среди учащихся

Профилактика насилия, жестокого обращения, неудовлетворения жизненных потребностей, использование родителями непедагогических методов воспитания

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности

Рекомендации по работе с одаренными учащимися