Рекомендации педагога-психолога и педагога-социального

Уважаемые родители!

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха, поймут всё без труда.

Слова порой запутаны, пример же никогда.

Тот лучший проповедник – кто веру в жизнь провёл.

Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.

И если всё мне показать, я выучу урок

Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить и мыслям и словам,

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.

Зато пойму, КАК ты живёшь, по правде или нет.

 

 

Если Вы оказались в сложной жизненной ситуации. Вам могут помочь

 

Телефоны доверия

РЕГИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПОМОЩИ несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия или эксплуатации, г.Витебск

РЕГИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПОМОЩИ

несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия

или эксплуатации,

Г. ВИТЕБСК

Наименование

Место расположения

График работы

Контактный номер телефона

 

Обеспечение защиты

Отдел внутренних дел

администрации Первомайского района г. Витебска

г. Витебск,

пр-т Строителей, д.3б

круглосуточно

8 (029) 310 40 02

8 (029) 711 53 16

 

Отдел внутренних дел

администрации Октябрьского района г. Витебска

г. Витебск,

 ул.Терешковой, д.24

круглосуточно

8 (029) 324 24 89

8 (029) 511 22 07

 

Отдел внутренних дел

администрации Железнодорожного района г. Витебска

г. Витебск, ул.Димитрова, д.7

круглосуточно

8 (029) 310 99 02

8 (029) 514 11 81

 

Витебский городской отдел Следственного комитета Республики Беларусь

г. Витебск,

 пр-т Московский,

д.51А

пн-пт

с 09.00 до 18.00

8 (0212) 46 20 36

 

Медицинская помощь

УЗ «Витебский областной детский клинический центр»

г. Витебск, ул.Чкалова, д.14В

пн-пт

08.00-17.00

 

круглосуточно

8 (0212) 48 00 83

8 (0212) 48 00 45

 

8 (0212) 36 97 29

 

Витебская областная детская клиническая больница

г. Витебск,

ул.Шрадера, д.7

круглосуточно

8 (0212) 48 00 83

8 (0212) 36 82 98 

 

Центр здоровья молодежи «Феникс»

 

г. Витебск, ул.Чкалова, д.14В

пн, вт, пт

с 14.00 до 20.00

ср, чт с 08.00 до 16.00

8 (0212) 37 24 50

 

 

Предоставление временных мест пребывания

УЗ «Витебский областной детский клинический центр»

г. Витебск,

ул.Шрадера, д.7

пн-пт

08.00-17.00

 

круглосуточно

8 (0212) 48 00 83

8 (0212) 36 82 98

 

8 (0212) 36 97 29 

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Витебска», «кризисная комната»

(для размещения родителей с детьми)

г. Витебск,

ул.1-я Пролетарская, д. 20

пн-пт

с 08.00 до 17.00

 

круглосуточно

8 (0212) 37 04 32

8 (0212) 37 20 17

 

8 (033) 903 14 95

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Октябрьского района г.Витебска», «кризисная комната» (для размещения родителей с детьми)

г. Витебск, ул.Смоленская, д.9

пн-пт

с 08.00 до 17.00

 

круглосуточно

8 (0212) 63 20 00

 

 

8 (0212) 48 00 10

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Железнодорожного района г. Витебска», «кризисная комната» (для размещения родителей с детьми)

г. Витебск, ул.Космонавтов, д.5а

пн-пт

с 08.00 до 17.00

 

круглосуточно

8 (0212) 67 92 79

8 (0212) 67 92 83

 

8 (029) 514 11 81

8 (0212) 67 86 02

 

Психологическая, психиатрическая, психотерапевтическая

УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии»

Витебский район,

п. Витьба,

ул. Центральная, д.1а

пн-пт

с 08.00 до 20.00

8 (0212) 69 29 89

8 (0212) 69 29 49

 

г. Витебск,

ул. Чкалова, д.14В

пн-пт

с 08.00 до 20.00

8 (0212) 61 44 36

8 (0212) 60 77 36

 

Психологическая помощь

ГУО «Социально-педагогический центр г. Витебска»

г. Витебск,

 ул. Жесткова, д. 19

пн-пт

с 08.00 до 17.00

8 (0212) 64 75 36

8 (0212) 64 75 37

 

Центр здоровья молодежи «Феникс»

 

г. Витебск,

 ул. Чкалова, д.14В

пн, вт, пт

с 14.00 до 20.00

ср, чт с 08.00 до 16.00

8 (0212) 37 24 50

8 (0212) 60 18 05

 

Психологическая помощь семье несовершеннолетнего

УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии»

Витебский район,

п. Витьба,

ул. Центральная, д.1а

пн-пт

с 08.00 до 20.00

8 (0212) 69 29 89

8 (0212) 69 29 49

 

г. Витебск,

ул. Чкалова, д.14В

пн-пт

с 08.00 до 20.00

8 (0212) 61 44 36

8 (0212) 60 77 36

 

ГУО «Социально-педагогический центр г. Витебска»

г. Витебск,

 ул. Жесткова, д.19

пн-пт

с 08.00 до 17.00

8 (0212) 64 75 36

8 (0212) 64 75 37

 

Содействие в трудоустройстве

Управление по труду, занятости и социальной защите Витебского горисполкома

г. Витебск, ул.Богдана Хмельницкого, д.10

пн-пт

с 08.00 до 17.00

8 (0212) 36 25 10

8 (0212) 36 25 13

 

Правовая и социальная помощь

ГУО «Социально-педагогический центр

г. Витебска»

г. Витебск,

 ул. Жесткова, д. 19

пн-пт

с 08.00 до 17.00

8 (0212) 64 75 36

8 (0212) 64 75 37

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Витебска»

(для законных представителей)

г. Витебск,

ул. 1-я Пролетарская, д.20

пн-пт

с 08.00 до 17.00

8 (0212) 37 55 00

8 (0212) 60 78 70

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Октябрьского района            г. Витебска»

(для законных представителей)

г. Витебск, ул.Смоленская, д.9

пн-пт

с 08.00 до 17.00

8 (0212) 36 15 07

8 (0212) 37 48 99

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Железнодорожного района г. Витебска» (для законных представителей)

г. Витебск, ул.Космонавтов, д.5а

пн-пт

с 08.00 до 17.00

8 (0212) 67 92 28

8 (0212) 67 91 08

 

Иная помощь

Витебская областная организация БОКК

Руки помощи

г. Витебск,

ул. Правды,

 д.18

пн-пт

с 08.30 до 17.00

8 (0212) 36 61 34

8 (0212) 36 41 33

 

Горячая линия (по безопасному выезду за рубеж, противодействие сексуальному насилию, в том числе в сети Интернет)

--

ежедневно

с 08.00 до 20.00

8 801 201 5555

звонок бесплатный

 

Детская телефонная линия

--

круглосуточно

8 801 100 1611

звонок бесплатный

 

Информационный ресурс

--

круглосуточно

www.kids.pomogut.by

 

Телефоны доверия:

 УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии»

УЗ «Витебская городская станция скорой и неотложной медицинской помощи»

Центр здоровья молодежи «Феникс»

--

 

круглосуточно

 

круглосуточно

 

 

пн-пт

 с 8.00 до 12.00

 

8 (0212) 61 60 60

 

8 (0212) 67 36 44

 

 

8 (0212) 57 74 21

 

свернуть

Памятка по половой неприкосновенности несовершеннолетних

Как говорить с подростком о сексуальности?

Интимно-личностная сфера является одной из самых актуальных для подростка. Очень важно, чтобы, вступая во взрослую жизнь, подросток был подготовлен. Если родители предоставляют достаточно информации, то подросток чувствует себя более уверенным, когда во взаимоотношениях со сверстниками и ребятами постарше встречается с неожиданностями и недостатком информации. Сексуальное образование занимает важное место в жизни человека и является одним из основных инструментов формирования сексуального здоровья и подготовки подростков к здоровым и ответственным отношениям. Подростков необходимо обучать ответственному поведению и отношениям, уважению к себе и другим.

У нынешнего поколения есть доступ к моментальному получению информации. А какого она характера – вопрос. Благодаря Интернету и социальным сетям подростки имеют неограниченный доступ к любого рода информации. При этом они беззащитны перед неконтролируемым информационным потоком нежелательного содержания, в том числе и сексуального характера. Если родители игнорируют естественный интерес подростков к вопросам сексуальных отношений, то подростки формируют свои взгляды, черпая информацию из интернета, зачастую из недостоверных источников.

Подростковый возраст сам по себе уже трудный и относится к возрастным кризисам. Тяжелый и сложный период и для родителей, и для самих подростков. И это не без оснований: подросткам бывает очень сложно привыкнуть к быстроменяющемуся телу, это вызывает замешательство, неудобство, повышается чувствительность, ранимость, возникают постоянные сомнения «все ли со мной в порядке?». В этот период подростки сильно уязвимы и подвержены внешнему влиянию.

При общении с подростками важно не запугивать, а предупреждать, не запрещать, а объяснять. Беседы родителей должны ориентироваться на предоставление подросткам следующих знаний:

  • о том, как устроена и функционирует репродуктивная система человека,
  • о методах контрацепции,
  • о предупреждении ранней беременности и ее опасностях в раннем возрасте,
  • об инфекциях, передающихся половым путем,
  • о недопустимости насилия в сексуальных отношениях и ответственности за насильственные действия сексуального характера,
  • о праве на защиту от сексуальных домогательств и возможности самому выбирать партнера без всякого давления со стороны.

При разговоре:

  • тон голоса и стиль преподнесения информации должны быть естественными, как и при обсуждении любых других тем;
  • отвечать только на тот вопрос, который был задан. Информация должна соответствовать когнитивному и эмоциональному развитию;
  • подросток должен чувствовать открытость, уважение, внимание и отсутствие осуждения со стороны родителя. Насмешки, высокомерные ответы, игнорирование или вынуждение чувствовать стыд, приводят к обратному результату.

Важно объяснить, что сексуальные отношения могут стать источником сильных положительных эмоций, удовлетворения и счастья только в том случае, если они начинаются между двумя людьми, которые ответственно относятся к своему здоровью и уважают друг друга.

Подростку необходима уверенность в том, что родители ему помогут и поддержат в трудной ситуации. Наличие доверительных и поддерживающих отношений между родителями и подростком, сексуальное просвещение с раннего возраста делает доступными знания и ценности для принятия безопасных и ответственных решений в отношении своего тела, сексуальных и социальных отношений.

свернуть

«Недетские» шалости или почему наши дети так жестоки

 С пугающей регулярностью в СМИ появляются сообщения об очередных случаях подростковой жестокости. Полное безразличие к чужим страданиям, моральным и физическим, становится одним из наиболее распространенных пороков подрастающего поколения. Откуда берется детская жестокость? Приходит ли она с телеэкрана или из компьютерных игр? Можно ли уберечь от этого наших детей? Какова здесь роль взрослых?

    Люди на протяжении всей своей истории проявляли жестокость друг к другу, и дети в этом отношении никогда не были исключением. Становление личности, подверженность внешней критике, неуверенность в себе – эти и другие факторы требуют повышенного внимания к проблемам детской  агрессии, так как могут привести к сложным психическим проблемам во взрослом возрасте.

 

Причины жестокости у детей

 

  • Семья

      Специалисты и детские психологи по всему миру пытаются выяснить причины возросшей агрессии у детей и приходят к тому, что именно в семье в первую очередь происходят процессы, способствующие формированию озлобленности ребенка. Как ни парадоксально, зачастую ее причиной становится «слепая» родительская любовь.

 

       Если, например, родители оберегают и опекают свое дитя, не видя в нем личности и не уважая его индивидуальность, в душе ребенка зарождается желание показать и доказать родителям, что он что-то может делать сам и по-своему. И на этом пути он  зачастую совершает акты агрессии по отношению к окружающим. Чтобы избежать подобной ситуации, давайте ребенку право выбора, обеспечивайте ему личное пространство, но не теряйте родительского контроля.

 

       Другим опасным порождением «слепой» родительской любви является вседозволенность, которую не могут оправдать никакие аргументы. У ребенка появляется чувство безнаказанности. Исполнение всех капризов и игнорирование проступков точно не помогут построить нормальные отношения и установить связь с детьми, а в подростковом возрасте с максимальной вероятностью станут причиной агрессивного и деструктивного поведения.

 

  • Друзья

        К сожалению, почти все дети воспринимают критику сверстников чувствительнее, чем влияние родителей. Проблема «плохой компании» остается острой всегда – наглый и агрессивный ребенок может задать тон поведения и пример группе детей и подростков, а стремление соответствовать стилю друзей и внутренний диссонанс только усугубляют детскую жестокость. Выходом из подобной ситуации станет постепенное развитие новых ценностей и интересов: нужно «прощупать», что еще интересует вашего ребенка – танцы, спорт, творчество и т.п. Он сможет больше времени уделять увлечениям, обзаведется новыми друзьями, и в этом его нужно поощрять.

 

  • Школа

      Почти каждый школьник хотя бы раз сталкивался с самыми распространенными проблемами – неприятие одноклассниками или недопонимание со стороны учителей. Ребенок и в особенности новичок может стать изгоем и объектом издевательств со стороны других учеников по совершенно разным причинам – будь он другой национальности, религии, будь он умный, глупый, красивый или с особенностями внешности. Дети могут жестоко обойтись со сверстниками только лишь по причине их «непохожести» на остальных.

 

К большому стыду нашей системы образования, по тем же причинам они могут подвергнуться нападкам и неприятию и со стороны некоторых учителей. О трудностях современной школы повествует нашумевший скандальный фильм Валерии Гай Германики «Школа».

 

  • Телевидение, Интернет и другие СМИ

       Причину возрастания детской жестокости до пугающих размеров именно в 20-21 веках многие специалисты видят в распространении и доступности телевидения и Интернета. Самые популярные и захватывающие фильмы непременно содержат сцены насилия, которые сильно влияют на несформированную детскую психику. Многие компьютерные игры предполагают сражения и убийства с целью выиграть. Видеоролики, показывающие грубость, безответственность и разврат, в Интернете имеются в свободном доступе. Детям стало скучно «просто» подраться – надо непременно снять на телефон и выложить видео в сеть. Что с этим делать?            Переключать внимание ребенка на другие, более конструктивные занятия, приводить грамотные аргументы в пользу того, что агрессивность и жестокость – это «не круто».

 

Как помочь ребенку преодолеть жестокость

 

Главным помощником и проводником ребенка в большом мире по-прежнему остаются родители. Именно на их плечи ложится груз ответственности за психологическое здоровье детей. Конечно, взрослым приходится много работать, чтобы обеспечить финансовое благополучие, у них соответственно остается гораздо меньше времени на близкое общение с чадом. Но как бы, ни было тяжело, ребенку надо уделять его долю внимания, иначе последствия могут быть самыми плачевными.

 

       Задача родителей – научить детей давать позитивный выход негативным эмоциям и природной агрессии. Кстати, таких способов достаточно много.

 

  • Можно создать ситуацию прямого соперничества, где подростку понадобится «спортивная злость», благодаря которой он будет стремиться к победе.
  • Агрессию можно перевести в социально приемлемые виды деятельности, например, в творчество. Неважно, что это будет, написание стихов или сочинение страшилок и комиксов.
  • Полезно переориентировать агрессию на безопасные объекты – например, можно предложить кипящему от ярости подростку отжаться несколько раз, поднять штангу, побоксировать или хотя бы просто порвать бумагу, пока у него не выйдет весь пар.
  • Увлечение музыкой, танцами, спортом также позволяет получить положительные эмоции и перевести злость в нечто позитивное или хотя бы социально приемлемое.
  • Однако, желая помочь ребенку, взрослые должны избегать морализаторства. Им следует научиться слушать и понимать своего ребенка, глубоко вникая в его проблемы.
  • В конфликтных ситуациях с подростком родителям необходимо быть максимально выдержанными. Причем чем более рассержен подросток, тем более спокойным должен быть взрослый – ведь только так можно научить сына или дочь владеть собой и правильно реагировать на агрессивное поведение.
  • А юмор и добрая ирония помогут сгладить острые углы в любом разговоре, каким бы серьезным он ни был.

    Зачастую корни подростковой жестокости кроются в равнодушии и невнимании родителей к своим детям. Недаром все-таки говорится: «Чтобы сделать детей хорошими, надо сделать их счастливыми». Ведь со стороны ребенка проявить злость – это самый простой способ достучаться до пап и мам. Помните об этом, родители!

свернуть

Как говорить с подростком, чтобы уберечь его от сексуального насилия

Темы сексуального просвещения часто очень пугают родителей. Взрослые зачастую, как это не парадоксально, сами очень мало знают о сексе. поэтому начинать стоит с них.

Для чего говорить с подростками о сексе? 

На самом деле причин очень много, начиная с осознанного выбора партнера и отношений, и заканчивая профилактикой насилия и венерических заболеваний.

Темы о сексе, которые совершенно точно интересуют любого подростка

Чтобы понять масштаб бедствия, с которым сталкивается юный человек, предлагаю каждому честно ответить: кому и когда ребёнок 12 лет и старше может задать следующие вопросы.

1. Секс сам по себе и разговоры о нём — это стыдно?

2. В каком возрасте разумно, естественно и безопасно вступать в интимные отношения?

3. В чём (и есть ли) разница секса по любви и без любви?

4. Секс — это билет во взрослую жизнь? Возможно ли взросление без секса. Много девочек и мальчиков считают, что надо быстрее решить этот вопрос, чтобы почувствовать себя взрослым.

5. Имеет ли смысл беречь девственность и для чего?

6. Что такое мастурбация и онанизм с медицинской и психологической точки зрения? Стыдно ли это, есть ли у этого последствия.

7. Что такое гигиена и как правильно ухаживать за своим телом.

8. Что такое половое созревание у мальчиков и девочек. Когда оно начинается и в чём выражается.

9. Что такое секс вне брака, как к этому относиться.

10. Способы предохранения и контрацепции для юношей и девушек

11. Зачем нужны презервативы, где их купить, сколько стоят. В каком возрасте их можно купить, не сталкиваясь с проблемами и не привлекая лишнего внимания (например, супермаркет вместо аптеки или автомат по продаже презервативов).

12. Когда и в каких случаях можно не пользоваться презервативами.

13. Что такое болезни, передающиеся половым путем. Чем они отличаются от болезней мочеполовой системы, какие у них признаки, лечение и последствия. И как всё это связано с репродуктивной функцией.

14. Что делать в случае наступления беременности или болезни: «горячие линии», куда вообще можно позвонить, как рассказать родным.

15. Что брать с собой на первый приём к гинекологу или урологу. К чему быть готовым и стоит ли идти туда с кем-то из родителей.

16. Что такое ВИЧ, как анонимно сдать анализ и как себя защитить. Цифры и масштабы эпидемии в России.

17. Что такое сексуальное насилие и что делать ребёнку или подростку, если он видит угрозу, если с ним это уже случилось. И что делать, если это происходит в семье.

18. Почему важно знать о безопасности в интернете, которая может касаться интимных вопросов. Почему не надо рассылать свои фото или говорить об этом в сети. Так как это может быть использовано против и привести к травле, шантажу и полной потере контроля над ситуацией. На эту тему есть несколько очень хороших фильмов

19. Что такое однополый секс и сексуальные меньшинства. Цифры, история, настоящее положение дел в мире, законодательство (партнерство, усыновление, наследство, пропуск в реанимацию).

20. Чем грозит официальная политика запрета абортов (криминальные аборты, увеличение женской смертности).

21. Что такое аборт — как выглядит эта процедура и какими могут быть последствия для тела и психики. Здесь могут помочь видео о зарождении жизни и развитии эмбриона. Например, чтобы мальчики знали, что когда они посылают девочку на аборт, там у неё внутри у эмбриона уже бьётся сердце. Знание очень помогает при принятии подобных решений.

22. Почему нельзя делать аборт на позднем сроке.

23. В каких случаях и как (в присутствии или с согласия родителя) аборты делают несовершеннолетним.

24. Может ли аборт быть средством контрацепции и решением вопроса с нежелательной беременностью. Или это крайний и нежелательный выход из положения в таком возрасте.

25. Когда следует начать регулярно посещать уролога и гинеколога. Как происходит приём — самостоятельно или в присутствии родителей.

26. Какая литература является дремучей ересью, а какая годна к изучению для общего представления о физиологии человека.

27. Случайная беременность и беременность вообще — чья это ответственность.

28. Как говорить «нет» в случае принуждения к сексу, даже если это приятельская вечеринка. Буквально шаблоны заготовленных фраз.

 

Что важно объяснить мальчикам, чтобы помочь уберечь их от сексуального насилия

1. Секс — это то, что происходит между двумя людьми, которые отдают себе отчёт в том, что делают. И только при обоюдном согласии. Значит, что секс с пьяной, не понимающей, что она делает, девушкой — это изнасилование.

2. Поговорите с сыном о возрасте согласия. О том, что если ему — 19, а девочке — 15, то это сексуальные действия с несовершеннолетней. И они уголовно наказуемы.

3. Многие девушки хотят понравиться парням, но при этом не обязательно хотят секса. Как бы они себя ни вели, в сколь коротких юбках бы ни появлялись, сама по себе одежда и заигрывающее поведение — это скорее приглашение к коммуникации, но не к сексу. Поэтому «танцевала, флиртовала и целовалась» — не даёт права что-то требовать и считать, что девушка согласилась на всё.

4. Расскажите сыну о простом факте физиологии, о котором знают даже не все взрослые: физиологическое возбуждение и готовность к сексу не у всех женщин проявляются одинаково. Это значит, что ориентир из порнофильмов «она вся намокла» — не означает ни желания, ни готовности к сексу, а как раз может быть реакцией на стресс в конкретной ситуации. Чтобы понять, хочет ли девушка секса с вами, — просто спросите.

5. Кстати, о порнографии. К сожалению, многие подростки черпают свои знания именно оттуда. Расскажите сыну, что порнофильмы далеки от реальной жизни. И не все, что там показывают, может понравиться девушке.

6. Поговорите о безопасном сексе. О том, что миф «заниматься сексом в презервативе — это нюхать цветы в противогазе» давно устарел. Секс-индустрия не стоит на месте, и сейчас презервативы делают из тонкого, но прочного материала. А ещё сегодня каждый 50-й житель России ВИЧ-инфицирован, это не считая других заболеваний, которые передаются половым путём. Добавьте к этому ответственность стать отцом. Убедитесь, что подросток понимает, что предохранение — важная часть сексуальной жизни.

7. Наконец, обсудите с ним, что секс — не самоцель и не приз, что это удовольствие, которое должно быть обоюдным. Что к нему не обязательно стремиться за компанию, и он не делает никого взрослым.

8. Расскажите и сыну, и дочери о простом правиле «Нет-Уйди-Расскажи». Нужно сказать чётко и ясно «Нет» в ответ на домогательство. Немедленно «Уйди» — отойти от этого человека, не пытаться переубеждать или спорить. И «Расскажи» — сразу же сказать о происходящем кому-либо, хотя бы подруге. Стеснение тут неуместно. Договоритесь с ребёнком о специальном кодовом слове, которое он может произнести, когда вы ему позвоните, и это будет для вас сигналом, что за ним нужно ехать и выручать.

 

Что важно объяснить девочкам,  чтобы помочь уберечь их от сексуального насилия

 

1. Объясните своей дочери, что насильники — это не какие-то особенные люди. Они ничем не отличаются от всех остальных и могут даже оказаться теми, кого вы знаете и кому доверяете: друзьями друзей, знакомыми родителей. Нужно быть осторожной, даже если находишься в компании знакомых. А ещё лучше сказать кому-то из близких, где будешь находиться. Для подстраховки.

2. Договоритесь с дочкой, что она всегда может послать вам определённую СМС, после которой вы тут же выезжаете на помощь.

3. Расскажите, что с сексуальными домогательствами в России сталкивается каждая вторая женщина. Поэтому умение говорить "нет" — чётко, ясно, громко и без улыбки — очень важный навык. Что вежливость и послушание, которые стараются воспитывать в девочках, тут неуместны.

4. Расскажите девочке, что, к сожалению, некоторые парни считают, что девушку на секс нужно уламывать. Поэтому если кто-то давит на неё и пытается заставить — должно срабатывать правило «Нет-Уйди-Расскажи».

5. Предостерегайте дочь от агрессивных, напористых и всегда уверенных в своей правоте парней. Парней, которые в унизительной и презрительной форме говорят о женщинах. Даже если лично вашей дочери этот парень заявляет, что она не такая. Что ревность — это вовсе не признак обожания, а признак его неуверенности в себе и желания контролировать вас, а это черты будущего если не насильника, то домашнего тирана.

6. Попросите дочь быть осторожней с пьяными и вообще плохо себя контролирующими людьми.

7. Поговорите с ней о доверии. Очень многие подростки неуютно чувствуют себя на вечеринках, но уйти им мешает солидарность со сверстниками и желание быть как все. Поговорите о том, что стоит чаще прислушиваться к себе.

8. Сводите девочку на курсы самообороны для женщин или крав-магу (разновидность рукопашного боя). Многие девочки теряются, когда впервые сталкиваются с физическим воздействием, поэтому навык мобилизоваться и ответить будет точно не лишним.

 

   Да, макияж, высокие каблуки и короткие юбки могут привлечь внимание, но статистика неумолимо показывает, что пострадавшими от сексуального насилия становятся независимо от внешнего вида, возраста и времени суток. Поэтому самая важная превентивная мера — воспитать в девочке уважение к её собственным границам. Равно как и в мальчике. Как? Своим примером.

Когда ваш ребёнок кричит «нет» и хлопает дверью комнаты перед вашим носом, вспомните о том, что это умение очень пригодится ему в жизни. Никогда не врывайтесь, а постучите и попросите разрешения войти. Старайтесь услышать его «нет» и слушайте его самого — и тогда ваш ребёнок в будущем скорее отфильтруют потенциальных насильников, которые пытаются нарушить границы. И это лучшее, что можно сделать для ребёнка.

свернуть

Как уберечь ребенка от сексуального насилия! Советы родителям

Предлагаем несколько советов, которые помогут уберечь вашего ребенка от опасности.

Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. 

ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.

Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Если относительно какого-то незнакомца у ребенка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут. По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.

ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники нарушали их половую неприкосновенность.

Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

свернуть

КАК ИЗБЕЖАТЬ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ

  1. Быть хорошо информированным!

Начнем с того что, каждый человек обязан иметь представление о том,  что азартная игра имеет свойство затягивать, и что это болезнь, такая же как все другие зависимости. 

  1. Иметь разносторонние интересы!

Для того, чтобы не втянуться в игру, следует иметь множество других интересов, или, по крайней мере, несколько. Ведь в принципе игра - это хобби. А вот у игроманов – это не хобби.

  1. Уметь распоряжаться финансами!

Всегда нужно уметь пользоваться деньгами, и заранее планировать игру за доступный бюджет. То есть не мчаться сломя голову в клуб и проиграть все деньги спонтанно. Не  стоит  ни  в  коем  случае  делать  большие  ставки,  хоть  бы  в  деньгах человек не знает обделенности. Стоит  так  же  иметь  некоторую  жадность  к  своему  бюджету.  Всегда необходимо помнить, что владельцы казино берут  деньги, а игрок остаетесь ни с чем. И каждый раз тратит на игру больше и больше.

  1. Иметь устойчивые социальные контакты!

Нужно  ценить  близких  и  родных  людей,  которых  в  конечном  итоге можно потерять, ценить работу. В целом необходимо любить и ценить себя. Не одна игра не стоит таких душевных затрат.

  1. Внимательно относиться к себе!

Еще следует знать, что душевное состояние пришедшего играть в казино тоже имеет огромное значение. Если у человека неурядицы дома, в целом ему на  данном  этапе  жизни  не  везет,  лучше  вовсе  отказаться  от  этой  затеи посещения  таких  заведений.  Меланхолия,  депрессия,  скука  способствуют уходу от действительности. В целом существует много причин для развития игромании.  Поэтому  человек  должен  обладать  хоть  небольшим самонаблюдением, для того чтобы понимать о том, что же творится у него в душе. Это может очень даже помочь и спасти от грядущих проблем.

  1. Вести здоровый образ жизни!

Нездоровый образ жизни, отсутствие планов и целей, наличие большого количества свободного времени – факторы, которые могут влиять на развитие заболевания. Например,    под  воздействием  алкоголя  человеку  труднее  остановить азарт, эти две зависимости в нередких случаях идут рука об руку. Но опять же, все  это зависимости,  и  все  они,  включая  игроманию  из  одной  стихии, заманивающие, определенного склада характера, личностей.

 

свернуть

Буллинг со стороны учителя

После поступления в школу у ребенка в жизни появляется еще одна важная авторитетная фигура – классный руководитель. В младшей школе педагог становится иногда даже более значимым взрослым, чем родитель. Это нормально: ребенок адаптируется к новой среде, а учитель ему в этом помогает. От личности учителя также зависит и мотивация ребенка к обучению, и в целом его успеваемость.

К сожалению, бывают случаи, когда педагоги предвзято относятся к ученику, прилюдно высмеивают его ответы, способности и даже внешний вид, используя грубое, унижающее порицание. Но это обычные конфликты, которые быстро возникают и также быстро проходят. В случае буллинга конфликт чаще всего имеет личностную подоплеку и носит затяжной характер.

Как определить, что ваш ребенок стал жертвой учительского буллинга?

Признаки учительского буллинга

Первым звоночком является нежелание ребенка идти в школу. Конечно, практически каждый ребенок хоть раз в жизни говорил, что не хочет идти в школу. Это нормально и естественно: дети устают, ссорятся с друзьями, забывают выполнить домашнее задание. Но если ребенок систематически отказывается посещать школу, начинает плакать, прогуливать, а на вопросы о причинах такого поведения не отвечает, стоит обратить внимание на школьную ситуацию.

Второй симптом: у ребенка плохая успеваемость по одному конкретному предмету. Если ребенок способный, проблем с обучением не испытывает, а по одному предмету постоянно получается плохие оценки, стоит задуматься. Скорее всего, причина не в том, что школьник плохо понимает физику или биологию, а в том, что у него не ладятся отношения с педагогом.

Третий признак учительского буллинга – заниженная самооценка у ребенка. Учитель – всегда авторитет для школьника, поэтому от его мнения сильно зависит мнение ребенка о себе. Чем сильнее педагог будет давить на ученика, тем ниже у него будет самооценка.

Четвертая причина того, что стоит обратить внимание на школьную ситуацию ребенка, – отсутствие у школьника желания разговаривать о школе. Особенно остро это заметно у учеников младшей школы. Для ребят 7–10 лет учебная деятельность является ведущей, а значит, о школе дети должны говорить много и с удовольствием. Если родители этого не наблюдают, то стоит разузнать подробнее, что же происходит в классе.

Пятой отличительной чертой жертвы буллинга является страх перед школой и учителями. Дети, которые подвергаются давлению со стороны педагога, естественно, начинают бояться и этого педагога, и остальных учителей, и школу в целом, ведь травмирующей ситуацией является комплекс событий.

Последствия буллинга в отношениях «учитель – ученик»

Каковы последствия буллинга в отношениях «учитель – ученик»? Они те же, что и последствия любого другого вида насилия: будь оно физическим или моральным – ребенок получает психологическую травму. Такие дети отличаются заниженной самооценкой, гипертрофированным чувством вины, иногда повышенной агрессивностью. Если жертвой буллинга становится подросток, то, к сожалению, эта травма может привести к суициду.

 

Проблема усугубляется тем, что если педагог начинает унижать одного из учеников, то вскоре этим будет заниматься уже весь класс, ведь учитель – это пример для подражания, особенно для детей младших классов. Таким образом, «нелюбимчик» педагога становится жертвой травли со стороны и учителя, и одноклассников.

Что делать?

Что делать, если родители выяснили, что его ребенок подвергается психологическому и моральному давлению со стороны педагога?

Единого алгоритма урегулирования школьных конфликтов нет – в этом случае многое решает человеческий фактор. Но все же есть некоторые рекомендации по выходу из такой ситуации.

В первую очередь, оценив ситуацию спокойно и объективно, поговорите с учителем и выясните причину конфликта. Следите, чтобы разговор строился на конкретных фактах, а не на личных впечатлениях учителя. Не бойтесь того, что учитель «испортит жизнь» вашему сыну или дочери, ведь если педагог злоупотребляет властью, на него всегда можно воздействовать через директора или представителей департамента образования.

Если у учителя есть определенные претензии к вашему ребенку, внимательно выслушайте их и, если они объективны, поговорите с ребенком. При этом не выражайте агрессии в адрес учителя, а убеждайте ребенка в том, что учитель не хотел его обидеть. Выработайте совместно с ребенком план выхода из создавшейся ситуации, покажите ему, что вы на его стороне, и что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку.

К сожалению, не всегда возможно урегулировать конфликт внутренними силами, поэтому для его решения необходимо подключать психологов и администрацию школы. Если же ситуация зашла слишком далеко, то наилучшим выходом из нее будет перевод ребенка в другую школу.

В этом случае необходимо поспособствовать посещению школьником психолога, для того чтобы проработать психологическую травму, снизить негативные последствия и актуализировать мотивацию к обучению. Родители же со своей стороны могут помочь ребенку справиться с тяжелыми переживаниями и адаптироваться к новой школе.

Школьный буллинг – проблема сложная, комплексная и во многом социальная. Для того чтобы ребенок не стал жертвой травли со стороны педагогов, тщательно выбирайте школу, разговаривайте с учителями, администрацией, школьным психологом. Учителя-агрессоры всегда отличаются тоталитарным стилем преподавания и ярко выраженной профессиональной деформацией – выгоранием.                   Такие педагоги не испытывают удовлетворения от своей работы и любви к ученикам – обычно такое отношение чувствуется сразу. Ежедневно разговаривайте со своим ребенком, интересуйтесь его успехами, переживаниями, жизненными событиями – тогда вы быстро сможете заметить какие-то изменения в его поведении.

свернуть

Брошюра о кибербуллинге

Профилактика сексуального насилия над детьми: несколько рекомендаций родителям

Насыщенность СМИ новостями на тему сексуального насилия над детьми не может не тревожить. Так же, как и официальные цифры случаев нарушения половой неприкосновенности детей, которые с каждым годом увеличивается. По данным Министерства внутренних дел Беларуси, в 2016 году было выявлено 219  таких случаев, только за половину текущего года правоохранители раскрыли 212 преступлений, связанных с педофилией. Из них 10 несовершеннолетних были втянуты в сексуальную эксплуатацию…

В последнее время часто в нашем обществе проводятся информационные кампании по противодействию сексуальному насилию над детьми и изготовлению порнографических материалов, но, к сожалению, большинство из них завершаются плакатами и билбордами. А между тем, эту информацию чрезвычайно важно как можно чаще доносить до педагогов, родителей, которые должны в интересах безопасности своих детей  говорить с ними про то, как сохранить здоровье и жизнь. В контексте рассматриваемой проблемы, педагоги, психологи  акцентируют  внимание родителей на следующих аспектах детско-родительских отношений:

  • Пойми меня, мама

Сложно представить себе разговор родителей с 6-7 летним ребёнком про то, как защититься от сексуального насилия. Психологи отмечают, что здесь важно не напугать ребёнка, не дать ему лишнюю для его возраста информацию. А термин «сексуальное насилие» вообще лучше не употреблять. Нужно учить правилам поведения с незнакомыми людьми, выработать правильную стратегию поведения в опасной ситуации, говорить о том, что вокруг – хорошие люди, но среди них могут быть исключения. С тем, что с детьми надо больше разговаривать,  согласятся все, но это, признаться, не панацея. Исходя из практики, дети рассказывают мамам про подозрительные отношения в исключительном случае. И дело не в отсутствии доверия. Зачастую малыши верят педофилам, которые говорят, что любят их. Не зная, чего бояться, дети не могут распознать опасность. Кроме того, педофилы имеют в арсенале множество методов запугивания, и предусмотреть их просто невозможно. Вы говорите ребёнку, что нельзя уходить со двора, чтобы спасти в соседнем котёнка, но вот на тестирование новой компьютерной игры в соседском доме мы его отпускаем.

Иногда  преступники уверяют своих жертв, что их рассказам все равно никто не поверит.

И так вправду бывает, особенно у подростков 10-13 лет, и тем более, если речь идет про их отчимов. Мамам   психологи рекомендуют, что в этом случае не должно быть фраз типа «я тебе не верю», «не придумывай», «такого не может быть» и др. Может это и нормальная реакция (не каждая женщина  примет такую информацию про своего мужа, да и бывают напрасные подозрения, когда подросток выступает против нового члена семьи), но первое, что мать обязана сказать подростку, - «спасибо, что сказала», разъяснить, что в любой ситуации  ребёнок не виноват. И аккуратно разобраться, что произошло. Даже если вы на сто процентов доверяете мужу (или другому взрослому), обязательно проверьте.

Если речь идет про маленького ребёнка, который не может найти слов, чтобы описать непонятную для него ситуацию, про то, что с ним происходит, можно догадаться по его поведению, играм, во время которых дети переносят, имитируют, проигрывают то, что происходит с ними. Родители должны видеть и слышать это.

  • Доверяют родители – доверяет ребёнок

Самая распространенная ситуация – ребёнок не хочет идти к кому-либо в гости, оставаться с кем-либо один на один. Например, не хочет оставаться с кем-то из родственников, пока мама с папой куда-то отлучаются. Это может быть просто каприз, а может и нет… 

 Если ребёнок не можетиз-за возраста объяснить, плачет – не наказывайте его, не убегайте – разберитесь. Может этот человек с ним делает такое, о чем ребёнок не может рассказать. Или когда малыш уварачивается от традиционных поцелуев при встрече с родными. Когда это один раз, не зацикливайтесь, а если из всех родственников только от деда ребёнок прячет щеку – это должно вас насторожить.

В общем, по мнению психологов, сама опасность может прятаться в приучении детей быть ласковыми с родственниками, позволять их брать на руки, целовать и обнимать. Мы говорим ребёнку «посиди у дяди на коленках», и уже в этом кроется опасность: ребёнок видит, что папа с мамой доверяют этому дяде, значит, он также должен ему довериться и его  ничего не должно тревожить в их отношениях.  Вот почему иногда это родительское доверие и становится препятствием для рассказывания  ребёнка про опасные отношения.  У ребёнка, как и у взрослого человека, должно быть личное пространство, врываться в которое никто не имеет права. За исключением ситуаций, когда рядом – родители. Это должно быть обязательным условием, например, для лечебных осмотров. Ребёнок должен знать, что когда рядом нет родителя ( в школе - педагога), врач не должен его осматривать и трогать.

  • Фривольное фото с последствием

Иногда изготовление порнографических материалов и насилие считают разными преступлениями. Но сексуальное насилие в большинстве своем преступники совершают для изготовления порнографических материалов, так как это бизнес. И часто такие материалы производятся, когда дети и их родители даже не подозревают об этом.

«В одном из небольших городков была ситуация, когда художник арендовал коттедж и организовал студию изобразительного искусства, - рассказывает председатель городского общественного объединения по предупреждению жестокого обращения к детям «Дети – не для насилия» ( Минск) Маргарита Пряхина. – Но кроме занятий живописью для детей, изготовлял там материалы порнографического характера. А сами дети, не придавая этим снимкам никакого значения, родителям не рассказывали. И никто из родителей ни разу не пошёл туда и не посмотрел, как проходят занятия, не задумался, откуда у детей подарки от руководителя, и как же нужно нарисовать рисунок, чтобы руководитель за это подарил ребёнку дорогой мобильный телефон».

Мы не призываем подозревать всех взрослых подряд, но нужно быть внимательным по отношению к своим детям. Начал ребёнок ходить на кружок к взрослому человеку, особенно в частном порядке, - походите на занятия, понаблюдайте за их отношениями. То же и с репетиторами, тренерами, которые назначают встречу на своей территории. В идеале – когда педагоги будут приходить к вам домой.

Усложняет дело то, что чаще втягиваются в изготовление порнографической продукции подростки 15-16 лет и, как страшно это ни звучит, идут на это сознательно. Когда психологи ОО «Дети – не для насилия» проводили исследование, на вопрос «почему дети соглашаются на снимки без одежды», треть из них ответили: «Это модно и круто». Они имеют модель поведения, когда многие знаменитости выкладывают свои эротические фото в журналах, социальных сетях. И подростки это перенимают.

Мы говорим родителям про то, что, если они «застукали» ребёнка, который посещал порнографические сайты, не нужно делать из этого трагедию. Это может быть просто подростковый интерес, и далеко не всегда он переходит в собственный эксперимент и снимки. Но мама с дочкой, папа с сыном поговорить должны обязательно. И не с позиции «хорошо-плохо», «можно-нельзя», а лучше сосредоточиться на возможных последствиях. Не бросаться в крайности и запрещать пользоваться компьютером, а обсудить участие их ровесников в таких снимках, то, что они могут навредить им, их личным и трудовым отношениям в будущем. Со взрослыми детьми нужно обсуждать и отношение закона к детской порнографии. 

свернуть

План мероприятий по профилактике суицидального поведения учащихся

Помогаем ребенку преодолеть горе

Как сохранить психическое здоровье ребенка

Памятка для родителей как помочь ребенку поверить в себя

Признаки суицидального поведения

Причины непопулярности ребенка

Стрессовые ситуации

О состоянии преступности и правонарушений среди несовершеннолетних в Первомайском районе г. Витебска в январе-июне 2022

Безвыходных ситуаций не бывает!

Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних

Родителям следует помнить, что большинство самоубийств связано с конфликтными ситуациями в семье. Около 40 процентов опрошенных учеников начальных классов ответили, что их наказывают за плохие оценки, даже бьют. В ответах старшеклассников (было опрошено 300 человек) физическое насилие почти не упоминается, но только половина опрошенных считают своё положение в семье равноправным. К суициду может привести то, что подростки чувствуют себя в семье одинокими людьми, которых никто не понимает и не любит. Данные исследования показали, что чем лучше взаимоотношения с родителями, тем меньший процент подростков, задумывающихся о самоубийстве. Те же исследования показали, что у самоубийц и потенциальных самоубийц отношения с родителями или одним из них были плохие или удовлетворительные.

    Среди причин были также названы: плохие отношения со сверстниками -11,3 % опрошенных; затяжные депрессии вследствие одиночества и безответной любви – 18 %; тяжёлое материальное положение – 5 %; проблемы, связанные с учёбой – 11 %; безвыходная ситуация – 8,7 %.

    Отношение детей к смерти и возможному самоубийству формируется и меняется в зависимости от возраста ребёнка. У детей до 5 лет нет ещё устойчивого представления о смерти как о чём-то необратимом, Умереть означает для ребёнка в этом возрасте продолжать существование в какой-то другой форме. Хотя в 5 лет ребёнок уже имеет представление о расставании, на смерть он реагирует скорее со страхом, протестом и с некоторым любопытством. Внутреннее и внешнее ещё окончательно не разделены для ребёнка. У детей этого возраста ещё нет конкретного понятия о времени. Слова «навсегда», «конец» или «окончательно» ещё полностью ими не осознаются. Ребёнку кажется, что смерть – это что-то вроде сна. Ему кажется, что после похорон люди ещё каким-то образом живут в гробу. В то же время ребёнок начинает понимать, что «жизнь после смерти» отличается от обычной жизни. Старший дошкольник имеет достаточно чёткое представление о смерти – часто в образе скелета или привидения с косой. В младшем школьном возрасте часть детей считает смерть наказанием за зло. Другая часть детей относится к смерти как естественному концу жизни. Подростки же полностью осознают неизбежность и окончательный характер смерти. Они уже способны понять существующие в обществе концепции смерти. Подросток может относиться к смерти спокойно и трезво как к естественному концу жизни. В других случаях он может занимать явную защитную позицию, представляя, например, суицид как возможность наказать родителей или жертву ради высокой идеи.

   Психическая организация подростка очень нестабильна, причём на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; и неадекватное представление о собственной компетентности, социальной компетентности в частности; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Страхи нередко бывают беспредметные, возникающие вследствие «метафизической интоксикации». Провести чёткую границу между истинными и демонстративно-шантажными суицидальными попытками можно лишь для взрослых. В подростковом возрасте такой границы нет. Любое аутоагрессивное действие подростка следует рассматривать как поступок, опасный дня его жизни и здоровья. Конечно, надо понимать, что происходит на самом деле, потому что от этого зависят стратегия и тактика нашего поведения. Но относиться к каждому такому случаю мы должны с одинаковой долей серьёзности.
Трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и неожиданных для окружающих случаев суицида заключается, в том, что с точки зрения (опыта) взрослых, мотивы детей подталкивающих их таким действиям расцениваются взрослыми как несерьезные, мимолетные, незначительные, в то время как для подростка это значимость очень высока. То, что взрослому кажется ерундой, подростку может показаться концом света. Трагедия состоит в том, что временные проблемы, таким образом, решаются раз и навсегда.
Подростки часто повторяют суицидальные попытки, причём следующая попытка нередко бывает более тяжёлой, поскольку в ней учитывается опыт неудавшейся. Даже если подросток совершает демонстративную суицидальную попытку, используя её для эффективного воздействия на окружающих, нужно помнить: это неадаптивный способ разрешения ситуации, и есть большая опасность переигранной демонстрации, последствия которой могут быть весьма и весьма плачевными. Аффекты разрушительны для подростка! Суицидальная угроза, высказанная в аффекте, как правило, осуществляется, и последствия бывают очень тяжёлыми.
Если вы заметили склонность своего ребёнка к самоубийству, следующие советы и рекомендации помогут вам изменить ситуацию.
Нужно остановиться, если разгорается скандал. Заставьте себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире – всё станет реально опасным, угрожающим его жизни.
Обращайте внимание на характерные признаки:
Словесные признаки:
– прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не
могу так дальше жить»;
– косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого
проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;
– много шутит на тему самоубийства;
– проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки:
-раздаёт другим вещи, имеющие личную значимость, окончательно приводит в порядок дела, мирится с давними врагами;
-демонстрирует радикальные перемены в поведении, такие как:
– в еде – ест слишком мало или слишком много;
– во сне – спит слишком мало или слишком много;
– во внешнем виде – становится неряшливым;
– в школьных привычках – пропускает занятия;
– не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками;
– проявляет раздражительность, угрюмость, находится в подавленном настроении;
– замыкается от семьи и друзей, бывает чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру;
– ощущает попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

Что можно сделать, чтобы помочь?
1. Установите заботливые взаимоотношения.
Не существует всеохватывающих рецептов решения такой серьёзной
проблемы, как самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперёд, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося ребёнка. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует не только выражать словами, но и внутренне принять; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. Для подростка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие близкого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося ребёнка
2. Будьте внимательным слушателем.
Обращайте внимания на фразы: «У меня нет ничего такого, ради чего
стоило бы жить».
Если ребёнок страдает от депрессии, то в беседе нужно предоставлять ему
возможность больше говорить самому.
3. Не спорьте.
Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают:
«Подумай, ведь ты же живёшь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот человек сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того подростка ещё большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.
Нередко в качестве увещевания делают и другое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечёшь на свою семью?». Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию, вы можете не только проиграть спор, но и потерять ребёнка.
4.Задавайте вопросы.
Если вы задаёте такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не
замышляешь самоубийства?», – то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать.
Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: « Как давно ты считаешь свою ситуацию столь безнадежной? …». Ваше согласие выслушать и обсудить проблемы, будет большим облегчением для отчаявшегося
человека.
5. Не нужно заставлять ребёнка прыгать выше головы. Может быть, те результаты, которые он сейчас показывает, – это его планка.
6. Уважайте ребёнка, его мнение, не вбивайте ему в голову свои стереотипы. Он – личность.
7 . Пусть ребёнок чувствует поддержку и доброе слово родителя. Ведь ребёнок – пусть даже не гениальный математик, не талантливый певец – хорош уже тем, что он есть.
8. Также не следует поучать и указывать на все те причины, по которым подросток обязан жить. Вместо этого нужно больше слушать и стараться убедить его в том, что депрессии и суицидальные тенденции излечимы.
9. Обратитесь за помощью к специалистам. Подростки, склонные к суициду, имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто бывает о помощи. Родители, друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов. Специалисты смогут понять сокровенные чувства,
потребности и ожидания подростка. Во время психотерапевтической консультации отчаявшиеся люди глубже раскрывают свои страдания и тревоги.


Самоубийство (суицид) — намеренное желание лишить себя жизни. Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, попытки (покушения) и завершенные суициды.

Самоубийство есть, прежде всего, порыв отчаяния у человека, который больше не дорожит жизнью; но в действительности человек вплоть до последнего момента привязан к жизни, хотя эта привязанность и не мешает ему расстаться с нею.

 

Признаки, которые могут дать повод для беспокойства:

  • слишком возбужденное поведение;
  • необычное снижение активности, безволие;
  • нарушения дисциплины (если его ранее не отмечалось);
  • потеря интереса к обычной деятельности, ко всему, что обычно занимало и приносило удовольствие;
  • потеря аппетита, или наоборот, импульсивное обжорство;
  • пренебрежительное отношение к внешнему виду;
  • уход от контактов, от друзей, родных, превращение в одиночку;
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • погруженность в размышления о смерти;
  • отсутствие планов на будущее;
  • нарушение сна (бессонница, или напротив, повышенная сонливость в течение нескольких дней);
  • тревога, подавленный вид, плохое настроение;
  • подросток стал тяжелым на подъем – ему трудно, как раньше, выполнять свои обязанности;
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Признаки готовящегося самоубийства:

  1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Подросток мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления;
  2. Прощание. Может принять форму выражения  благодарности различным людям за помощь в разное время жизни;
  3. Внешняя удовлетворенность — прилив сил и энергии. Если  решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
  4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
  5. Словесные указания или угрозы.
  6. Вспышки раздражения, гнева, особенно у импульсивных подростков.
  7. Бессонница.

Рекомендации

  • Установите доверительные отношения с подростком, эмоционально поддерживайте;
  • Выслушивайте – «Я слышу тебя»;
  • Не бойтесь задавать вопросы, в том числе о конкретных планах и попытках;
  • Задавайте вопросы о том, что ему было бы приятно, если бы вы сделали, о самочувствии;
  • Помогите выразить то, что происходит;
  • Помогите подростку найти позитивное начало в, казалось бы, сложной ситуации. Постарайтесь зарядить его оптимизмом;
  • Не отталкивайте его, если он решил разделить с Вами свои проблемы. Помните, что подростки редко обращаются со своими суицидальными мыслями к профес-сионалам;
  • Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что тебе сейчас необходимо, это выспаться, а наутро все будет хорошо»;
  • Не игнорируйте предупреждающие знаки;
  • Сохраняйте спокойствие и не осуждайте подростка вне зависимости от того, что он Вам будет говорить.

Ряд исследователей описывают три стадии приближения подростка к осуществлению суицидальных намерений.

– В первый период времени самоубийство, кажется лишь одним из возможных решений сложных проблем. Если ситуация приобретает критический характер, подросток может решиться на самоубийство, которое может казаться ему единственно возможным выходом.

– На втором этапе подросток активно занят продумыванием возможного самоубийства. Взвешиваются все “за” и “против”.

– На третьем этапе решение о самоубийстве уже принято. Подросток продумывает конкретный план, прощается с жизнью и близкими людьми.

Современный подросток  отличается от подростка, который был 5-10 лет назад. Для него реальность такова: «Я хочу добиться поставленной цели, и я добьюсь ее любой ценой. Если кто-то мне в этом препятствует, этот кто-то не должен даже знать о том, что я к этой цели иду».

Так иногда подростки не информируют ни родителей, ни близких людей о том, что такая цель есть. И когда она недостижима, просто решают не признавать своих ошибок и уйти из жизни.

Трудные ситуации возникают не просто так. Они возникают тогда, когда привычных способов чувствовать себя счастливыми нам уже больше не достаточно.

Трудная жизненная ситуация – это возможность перехода на новый уровень отношений, шанс получить новый ценный опыт, стать старше, мудрее. А не только взаимные обиды и непонимание

Очень полезны доверительные беседы, семейные традиции. Например, собираясь все вместе за ужином в будние дни или за трапезой в выходные, обсуждать планы на будущее, строить будущее, говорить  о том, кем они и как станут, описывать перспективы, учитывая его увлечения, желания, способности. Если есть поддержка близких людей, то неудачи в реализации цели не будут воспринимать-ся катастрофически, а будут искаться другие пути достижения данной цели.

свернуть

Профилактика насилия, жестокого обращения, неудовлетворения жизненных потребностей, использование родителями непедагогических методов воспитания

Семейные конфликты и их предупреждение

Шесть правил для поддержания бесконфликтной дисциплины

Как не стать жертвой торговли людьми

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности

Какие советы можно дать родителям, если имел место факт воровства?

Как не допустить зависимость от компьютера у ребёнка

Рекомендации психолога родителям будущих первоклассников

Одаренные дети

Общение с подростками

Как помочь детям готовиться к экзаменам

Адаптация первоклассников

Агрессивное поведение детей

Рекомендации родителям по профориентации